© 2023 Имя сайта. Сайт создан на Wix.com

Please reload

Недавние посты

I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

Please reload

Избранные посты

Предварительные результаты исследования "Голос ребенка"

May 14, 2019

Публикуем предварительные результаты исследования «Программа социально-психологической адаптации «Школа жизни» глазами подростков, воспитанников социальных реабилитационных центров».

 

Исследование проводилось в рамках проекта Фонда Тимченко "Голос ребенка", в котором особое внимание было уделено именно мнению детей, как молодых взрослых, активному участию подростков на всех этапах его проведения.  Исследование проходило с февраля 2019 года и в настоящее время находится на завершающей стадии - обработки данных и анализа информации. Вместе с тем, уже есть предварительные результаты, которыми мы готовы делиться.

 

Целью исследования «Программа социально-психологической адаптации «Школа жизни» глазами подростков, воспитанников социальных реабилитационных центров» стало изучение проблем и ресурсов подростков, воспитанников социальных реабилитационных центров, в процессе прохождения Программы социально-психологической адаптации подростков группы риска «Школа жизни»; развитие практики специализированной помощи подросткам в отношении социальной адаптации и профилактики девиантного поведения, в том числе связанного с развитием зависимости.

 

В ходе исследования мы хотели ответить на следующие вопросы:

  1. В каких сферах отношений подростков группы риска имеются наибольшие проблемы?

  2. Какие ресурсы для преодоления проблем имеются у подростков?

  3. Каким образом меняется эмоциональное состояние подростков, значимые отношения в 4 сферах (семья, друзья, школа, стимулы группы риска) до и после проведения программы «Школа жизни»?

  4. Какие наиболее эффективные пути разрешения проблемных ситуаций видят сами подростки?

  5. Что их поддерживает, мотивирует, а что наоборот, расстраивает, раздражает, вызывает сопротивление в программах сопровождения и помощи?

Кроме этого при проведении первой фокус-группы мы получили ответы подростков на вопрос «Какие темы для занятий наиболее интересны?», дети выбрали темы, по которым они хотели бы заниматься -«Преодоление трудностей, умение говорить «НЕТ», «Вредные привычки», «Я и мои чувства», «Ответственность и выбор», «Здоровый образ жизни. Сопутствующие заболевания вредным привычкам», «Мои цели и ценности». Всего дети методом голосования выбрали 6 тем из 8 занятий программы «Школа жизни». Программа «Школа жизни» и описание занятий содержится в Приложении 1. За время реализации проекта было проведено 6 занятий по программе в форме семинаров-тренингов.

 

Сбор данных проходил на базе ЦПСИД «Красносельский», в исследовании приняли участие 21 подросток в возрасте от 13 до 16 лет.

 

 

 До начала реализации программы «Школа жизни» с подростками была проведена фокус-группа для разъяснения целей и задач исследования, а также сбора согласий подростков для участия в проекте. Также в фокус-группе были собраны мнения детей относительно тем занятий.

После фокус-группы с подростками было проведено анкетирование: 2 проективные методики оценки отношений подростков (модифицированный опросник цветовых отношений, ассоциативный тест), которые помогают выявить ресурсы и проблемы в 4 сферах отношений подростка (семья, школа, друзья, стимулы группы риска).

После этого один раз в неделю в один и тот же день (суббота) проводились тренинги с ребятами по темам, которые участники выбрали для занятий: «Преодоление трудностей, умение говорить «НЕТ», «Вредные привычки»,«Я и мои чувства», «Ответственность и выбор», «Здоровый образ жизни. Сопутствующие заболевания вредным привычкам», «Мои цели и ценности».

Параллельно, по запросу детей проводились индивидуальные консультации, интервью, профориентационное тестирование.

После проведения мероприятий в рамках проекта была проведена повторная фокус-группа, на которой дети обсудили программу, что им понравилось, а что не понравилось в программе «Школа жизни», что они запомнили лучше всего. После этого было проведено повторное тестирование и собраны анкеты обратной связи.

 

Основные выводы и результаты исследования 

Наилучший контакт сложился с детьми, которые приходили на индивидуальные консультации и задавали вопросы относительно восстановления отношений с родителями.

В работе в группе по темамзадания на самораскрытия выполняли не только подростки, но и ведущие. Поначалу подростки стеснялись начинать рассказывать о себе (о своих чувствах, целях, ценностях) и тогда ведущие начинали рассказывать о своих работах, и подростки подключались к работе, становились более открытыми. Также в работе помогло привлечение в качестве ассистентов студентов-психологов РГСУ, которые по возрасту ближе к детям, подростки их хорошо воспринимали и лучше раскрывались.

Также для нас было неожиданным результатом, что дети не захотели работать в группе по темам «Семья», «Дружба, коммуникации». Мы предполагаем, что это связано с проблемами подростков в этих сферах и нежеланием обсуждать на группе болезненные темы.

На третьем занятии после темы «Цели и ценности» подростки сделали запрос на проведение профтестирования. Сначала его захотели пройти 4 человека, позже к ним присоединились еще пять. По итогам проведения все участники сообщили, что для них профтестирование было интересно и полезно. Заинтересованность подростков в профессиональной ориентации является важным ресурсом для их развития.

В настоящий момент мы находимся на этапе обработки данных, поэтому данный раздел будет дополнен.

 

 Выработанные рекомендации и шаги по дальнейшему использованию результатов и внедрению рекомендаций в практику организации

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие рекомендации по развитию программы:

  1. Добавить в программу профориентационное тестирование для подростков.

  2. Добавить возможность выбора тем для занятий самими подростками.

  3. Добавить в программу элементы, связанные с коммуникацией.
    В настоящий момент мы находимся на этапе обработки данных, поэтому данный раздел возможно будет дополнен.

В ближайшее время результаты проведенного исследования будут дополнены результатами математической обработки данных, но уже на данный момент очевидна польза исследования для развития программы "Школы жизни", а также для понимания проблем и ресурсов подростков, воспитанников социальных реабилитационных центров.

 

 

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Мы в соцсетях
Поиск по тегам